Обращения граждан и юридических лиц
ВНИМАНИЕ!
02.01.2023 вступили в законную силу изменения и дополнения, внесенные в Закон Республики Беларусь от 18.07.2011 № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц»
Закон Республики Беларусь от 18 июля 2011 г. № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц» (ред. от 28.06.2022) устанавливает подачу в государственные органы и иные государственные организации электронных обращений и получение ответов (уведомлений) на них посредством государственной единой (интегрированной) республиканской информационной системы учета и обработки обращений граждан и юридических лиц (система учета и обработки обращений).
Доступ пользователей к системе учета и обработки обращений обеспечивается посредством сайта в глобальной компьютерной сети Интернет по адресу https://обращения.бел (интернет-сайт).
Заявители в системе учета и обработки обращений:
регистрируются посредством заполнения формы регистрации
на интернет-сайте;
подают электронные обращения и получают ответы (уведомления) на них;
просматривают перечень поданных электронных обращений
и статус их рассмотрения;
направляют оператору системы учета и обработки обращений информационные сообщения и запросы на консультацию по вопросам функционирования системы учета и обработки обращений.
Заявители (за исключением лиц, являющихся администраторами организаций или ответственными лицами) регистрируются в системе учета и обработки обращений путем внесения в форму регистрации на интернет-сайте следующих сведений о себе:
фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется), адрес места жительства (места пребывания), абонентский номер сотовой подвижной электросвязи, адрес электронной почты – для физического лица;
учетный номер плательщика, наименование, адрес места нахождения организации, а также фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется), адрес электронной почты и абонентский номер сотовой подвижной электросвязи руководителя или лица, уполномоченного в установленном порядке подписывать обращения – для юридического лица.
В ходе регистрации заявитель (за исключением лица, являющегося администратором организации или ответственным лицом):
подтверждает абонентский номер сотовой подвижной электросвязи путем внесения кода подтверждения, полученного в СМС-сообщении на указанный номер;
подтверждает адрес электронной почты путем перехода по ссылке, полученной на указанный адрес;
прикрепляет принадлежащий ему сертификат открытого ключа или биометрический документ в случае его использования для идентификации и аутентификации в системе учета и обработки обращений.
По завершению регистрации заявителя (за исключением лица, являющегося администратором организации или ответственным лицом) система учета и обработки обращений в автоматическом режиме формирует личный электронный кабинет заявителя.
Заявитель (за исключением лица, являющегося администратором организации или ответственным лицом) для идентификации и аутентификации в системе учета и обработки обращений заявители может использовать:
логин и пароль, сформированные им при регистрации в системе учета и обработки обращений;
логин и пароль, сформированные в процессе регистрации в национальной почтовой электронной системе;
принадлежащий ему сертификат открытого ключа или биометрический документ.
После прохождения заявителем (за исключением лица, являющегося администратором организации или ответственным лицом) процедур идентификации и аутентификации система учета и обработки обращений осуществляет его авторизацию путем предоставления возможности использования в личном электронном кабинете функциональных возможностей, доступных заявителю.
Порядок работы регламентируется следующими
нормативными правовыми документами:
Закон Республики Беларусь от 18.07.2011 № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц».
Указ Президента Республики Беларусь от 15.10.2007 № 498 «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц».
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30.12.2011 № 1786 «Об утверждении Положения о порядке ведения делопроизводства по обращениям граждан и юридических лиц в государственных органах, иных организациях, у индивидуальных предпринимателей».
Приказ Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 31.12.2015 № 102 «Об утверждении Инструкции о порядке рассмотрения обращений граждан и юридических лиц в Министерстве жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь».
Граждане Республики Беларусь имеют право на обращение в государственные организации путем подачи письменных, электронных или устных обращений, а также путем внесения замечаний и (или) предложений в книгу замечаний и предложений.
Юридические лица Республики Беларусь, индивидуальные предприниматели имеют право на обращение в государственные организации путем подачи письменных (за исключением замечаний и (или) предложений, вносимых в книгу замечаний и предложений), электронных или устных обращений.
Обращения граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей (далее – граждан), и юридических лиц рассматриваются в соответствии с требованиями Закона Республики Беларусь от 18 июля 2011 года №300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц» (далее – Закон). Электронные обращения рассматриваются в соответствии с требованиями Закона, с учетом особенностей установленных статьей 25 Закона.
Обращения должны быть рассмотрены не позднее пятнадцати дней, а обращения, требующие дополнительного изучения и проверки, – не позднее одного месяца. В случае, если для решения вопросов, изложенных в обращении необходимо совершение определенных действий, получение информации из иностранного государства в сроки, превышающие месячный срок, заявителям не позднее одного месяца со дня, следующего за днем поступления обращения, направляется уведомление о причинах превышения месячного срока и сроках совершения таких действий.
К обращениям, подаваемым представителями заявителей, должны прилагаться копии документов, подтверждающих их полномочия.
Электронные обращения в УП «ЖРЭО Советского района г. Минска» (далее – УП ЖРЭО) направляются только посредством государственной единой (интегрированной) республиканской информационной системы учета и обработки обращений граждан и юридических лиц «обращения.бел.».
В соответствии с Законом обращения излагаются на белорусском или русском языках.
Письменное, электронное обращение гражданина в обязательном порядке должно содержать:
- Наименование, адрес организации либо должность, фамилию, имя, отчество лица, которым направляется обращение;
- фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) либо инициалы гражданина;
- адрес места жительства (места пребывания) гражданина;
- изложение сути обращения;
- личную подпись гражданина (при подаче письменного обращения)
- адрес электронной почты гражданина (при подаче электронного обращения).
Электронное обращение юридического лица в обязательном порядке должно содержать:
- наименование и (или) адрес организации либо должность лица, которым направляется обращение;
- полное наименование юридического лица и его место нахождения;
- изложение сути обращения;
- фамилию, собственное имя, отчество лица (если таковое имеется) либо инициалы руководителя или лица, уполномоченного в установленном порядке подписывать обращения;
- личную подпись руководителя (уполномоченного лица) при подаче письменного обращения;
- адрес электронной почты юридического лица, при подаче электронного обращения.
Ответы (уведомления) на электронные обращения направляются посредством государственной единой (интегрированной) республиканской информационной системы учета и обработки обращений граждан и юридических лиц, за исключением случая, когда заявитель в своем электронном обращении просит направить письменный ответ. В таком случае, на электронные обращения даются письменные ответы.
Оставляются без рассмотрения обращения по существу:
Письменные (электронные) обращения могут быть оставлены без рассмотрения по существу, если:
обращения не соответствуют требованиям, установленным пунктами 1 — 6 статьи 12 Закона;
обращения подлежат рассмотрению в соответствии с законодательством о конституционном судопроизводстве, гражданским, гражданским процессуальным, хозяйственным процессуальным, уголовно-процессуальным законодательством, законодательством, определяющим порядок административного процесса, законодательством об административных процедурах, обращения являются обращениями работника к нанимателю либо в соответствии с законодательными актами установлен иной порядок подачи и рассмотрения таких обращений;
обращения содержат вопросы, решение которых не относится к компетенции организации, в которую они поступили, в том числе если замечания и (или) предложения, внесенные в книгу замечаний и предложений, не относятся к деятельности этой организации, индивидуального предпринимателя, не касаются качества реализуемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг;
пропущен без уважительной причины срок подачи жалобы;
заявителем подано повторное обращение, в том числе внесенное в книгу замечаний и предложений, и в нем не содержатся новые обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения обращения по существу;
с заявителем прекращена переписка по изложенным в обращении вопросам;
обращения содержат угрозы жизни, здоровью и имуществу, побуждение к совершению противоправного деяния либо заявитель иным способом злоупотребляет правом на обращение.
Устные обращения могут быть оставлены без рассмотрения по существу, если:
не предъявлены документы, удостоверяющие личность заявителей, их представителей, а также документы, подтверждающие полномочия представителей заявителей;
обращения содержат вопросы, решение которых не относится к компетенции организации, в которой проводится личный прием;
заявителю уже был дан исчерпывающий ответ на интересующие его вопросы либо переписка с этим заявителем по таким вопросам была прекращена;
заявитель в ходе личного приема допускает употребление нецензурных либо оскорбительных слов или выражений;
заявитель применяет технические средства (аудио- и видеозапись, кино- и фотосъемку) без согласия должностного лица, проводящего личный прием, и отказывается остановить их применение;
обращения содержат угрозы жизни, здоровью и имуществу, побуждение к совершению противоправного деяния либо заявитель иным способом злоупотребляет правом на обращение.
Отзыв обращений:
Заявитель имеет право отозвать свое обращение до рассмотрения его по существу путем подачи соответствующего письменного или электронного заявления. В случае отзыва заявителем своего обращения УП ЖРЭО прекращает рассмотрение такого обращения по существу без уведомления об этом заявителя.
Обжалование ответов на обращения:
Ответ УП ЖРЭО на обращение или решение об оставлении обращения без рассмотрения по существу могут быть обжалованы в администрацию Советского района г. Минска.
Запись на прием:
Прием граждан, их представителей и представителей юридических лиц руководством УП ЖРЭО осуществляется в здании предприятия по адресу г. Минск, ул. Красная, 16, каб. 22, 24.
Предварительная запись на прием граждан, их представителей и представителей юридических лиц к руководству УП ЖРЭО осуществляется с понедельника по четверг с 8.45 до 13.00 и с 14.00 до 18.00, в пятницу с 8.45 до 13.00 и с 14.00 до 16.45 в кабинете № 21 (ул. Красная, 16) либо по телефону 323 82 05, а также на сайте предприятия во вкладке «Онлайн запись на прием».
При намерении подачи электронной заявки о предварительной записи на личный прием к руководству УП ЖРЭО: личный приём граждан, их представителей и представителей юридических лиц осуществляется в порядке, установленном статьей 6 Закона Республики Беларусь от 18 июля 2011 года №300-3 «Об обращениях граждан и юридических лиц». Должностные лица организаций, проводящие личный прием, а также работники организаций, уполномоченные осуществлять предварительную запись на личный прием, не вправе отказать в личном приеме, записи на личный прием, за исключением случаев:
– обращения по вопросам, не относящимся к компетенции этих организаций;
– обращения в неустановленные дни и часы;
– когда заявителю уже был дан исчерпывающий ответ на интересующие его вопросы;
– когда с заявителем прекращена переписка по изложенным в обращении вопросам;
– когда заявитель применяет технические средства (аудио- и видеозапись, кино- и фотосъемку) без согласия должностного лица, проводящего личный прием, и отказывается остановить их применение;
– не предъявления документа, удостоверяющего личность заявителя, его представителя, а также документа, подтверждающего полномочия представителя заявителя.